Новости

Первопроходцы ковровского мотопроизводства

24.02.2021

В преддверии 75-летия со дня основания мотопроизводства на заводе предлагаем вашему вниманию рассказ о первопроходцах, о тех, кто конструировал и создавал первые ковровские мотоциклы. О своем отце Ю.А. Фомине рассказывает Владимир Фомин.



25 февраля 1946 года Юрий Алексеевич Фомин, старший инженер-­конструктор ОГК завода им.Киркижа по секретному заданию министра Вооружения СССР Д. Ф. Устинова был направлен в ГДР г. Цшопау (нем. Zschopau). Цель – ознакомление с лучшим тогда в мире мотоциклом легкого класса DKW RT‑125. Он стоял на оснащении сухопутных сил Вермахта. Наши союзники также заинтересовались этим трофеем. Это уже названная фирма BSA в Великобритании и «Харлей Дэвидсон» в Америке. На мотоцикл обратили внимание и в побежденных странах, Италии и Японии («Ямаха»).

Завод фирмы DKW в Цшопау попал в советскую зону оккупации. Оборудование было вывезено в Советский Союз: часть его попала в Ижевск, часть – в Ковров. Никого из немецких специалистов на ковровском заводе не было. Это была принципиальная позиция руководства. Мой отец был единственным специалистом из Коврова, который вывозил из ГДР в Ковров документацию, оборудование, оснастку и образцы мотоцикла. Это была ответственная и опасная работа, которая заняла ровно 8 месяцев и завершилась только 25 октября 1946 г.


Заводским конструкторам и технологам приходилось переучиваться на ходу на основе переправленных на завод моим отцом материалов. Именно тогда появлялись новые технологии, например, лакокраска, которые не требовались при производстве стрелкового оружия. Мой отец принимал в этом самое активное участие.

7 марта 1946 года директор завода В. И. Фомин издал приказ об организации мотоциклетного производства, которое возглавил Александр Петрович Павлов, а в мае 1946 года этот пост занимает Павел Васильевич Финогенов, будущий директор завода и будущий министр оборонной промышленности. Под его руководством запускается конвейер, с которого сходят первые мотоциклы. Наш вариант получил название К‑125.Осенью 1946 года была выпущена первая партия этого мотоцикла, а до конца года было выпущено 279 мотоциклов.

Я горжусь тем, что мой отец был на заводе первопроходцем ковровского мотопроизводства. Он был также мотогонщиком и первым судьей на ковровских мотогонках.