Новости

Вклад в историю мотоциклостроения

11.06.2024

6 июня 1954 года согласно решению Совета Министров СССР директором завода был подписан приказ о создании специального конструкторского бюро мотоциклостроения (СКБ).

В 1954 году из состава отдела главного конструктора было выделено СКБ с опытным механосборочным цехом по мотоциклостроению, которое на первых порах возглавил И. В. Долгушев, главный инженер СКБ – В. И. Лапшин. В это же время участок по производству опытных образцов дорожных и спортивных мотоциклов был преобразован в опытный цех с непосредственным подчинением начальнику СКБ. Руководителями опытного цеха в разные годы были В. Е. Ерисов, Б. И. Грибанов, И. И. Еремеев. На базе дорожного мотоцикла К‑55 были разработаны и запущены в производство модели К‑55 С‑1, К‑55 С‑2. Базовой моделью для последующего семейства мотоциклов стал мотоцикл К‑175: К‑175-А, К‑175-Б, «Восход», «Восход‑2», «Восход‑2М», «Восход‑3», «Восход‑3М», «Восход-­ЗМ1». Каждый год – по новой модели мотоциклов – в таком ритме работали конструкторы СКБ.

«Золотой век» мотопроизводства на заводе закончился в конце 80‑х начале 90‑х годов вместе с плановой экономикой и потерей рынка сбыта (развал СССР), начавшейся автомобилизации. Устаревшие модели мотоциклов серии «Восход» утратили право на дальнейшее существование. В сложившихся критических условиях того периода СКБ поставило для себя задачу найти неординарные решения, выработать план действий и пути реализации, полностью увязывая их с возможностями производства. Требовалось резко сократить сроки изыскательских, проектных работ, подготовку освоения производства мотопродукции.

В кратчайшие сроки был поставлен на производство мотоцикл «Сова». Сроки реализации создания нового товара были сокращены более чем в три раза. Этим подходом СКБ руководствовалось и при создании ряда последующих моделей. Рынок предъявил новые требования. Были реализованы следующие проекты: мотоцикл 4‑х колесный на широкопрофильных шинах «Восход‑4ШП», мотоблок ЗДК для вспашки тяжелых грунтов с грузовым модулем, мотоцикл «Восход-­ЗМ‑01» с грузовой приставкой, мотоцикл 3‑х колесный «Фермер», мотоплатформа, газонокосилка «Роса», мотоцикл ЗиД‑200 «Курьер». Одним из значительных этапов в работе СКБ явился период реализации российской программы по малокубатурной технике. Был проработан и подписан контракт с итальянской дизайн-­студией, принадлежащей одному из ведущих мировых технических дизайнеров по мототехнике Лучано Марабези. В результате был создан образец мотоцикла, впоследствии получивший название «ЗиД-Франт». Реализация параллельных контрактов по этому мотоциклу давала возможность заводу получить ряд ключевых технологий, оборудования и комплектации с дальнейшим самостоятельным освоением. На специализированной международной выставке в Москве модель мотоцикла «ЗиД-Франт» была удостоена золотой медали. На реализацию и начало «совместного производства» мотоцикла «ЗиД-Франт» требовалось порядка трех миллионов долларов. Понимая важность момента, руководство ОАО «ЗиД» приняло положительное решение, планируя взять целевой валютный кредит. Дефолт августа 1998 года, увеличивающий цену контрактов с инофирмами в разы, в одночасье свел на нет начавшуюся реализовываться программу по мотоциклу «ЗиД-Франт».

Дальнейшее развитие направлений по мотопроизводству определяли работы НИОКР, выполняемые СКБ с использованием технологий двой­ного назначения. Весь прошедший период работы СКБ характеризовался последовательным развитием проектно-­конструкторской и экспериментально-­исследовательской базы. СКБ было неразрывно функционально связано со своим опытным производством цехом № 26, где воплощались и отрабатывались все идеи и конструктивные особенности разрабатываемой продукции.

За годы своей работы СКБ внесло в развитие ОАО «ЗиД» и его историю значительный вклад. Практически была создана и получила признание ковровская школа мотоциклостроения.