Новости

Почти полвека под грифом «секретно»

17.01.2024
6 марта 1946 года на  заявлении будущего конструктора была поставлена резолюция: «Оформите на работу в ОГК». Так для 22‑летнего Александра Зайцева делом его жизни стала работа не на железной дороге (у техникума, который он окончил, было известное в Коврове народное название – «железнодорожный»), а в коллективе конструкторов-­оружейников в ОГК завода имени Киркижа (с 1949 года – завод имени В. А. Дегтярёва).

Много лет спустя, в 1983‑м, завершая книгу «Конструктор В. А. Дегтярёв», В. В. Бахирев и И. И. Кириллов кратко рассказали об одном из продолживших дело В. А. Дегтярёва – уже всемирно известном М. Т. Калашникове. В этом фрагменте об автомате АК есть фраза: «В процессе конструктивной доработки автомата и освоения его серийного производства большую помощь М. Т. Калашникову оказали конструкторы А. А. Зайцев, В. И. Соловьев…» Далее еще несколько фамилий. Тогда требования охраны государственной тайны не позволяли написать, что эти двое помощников Калашникова – оружейники из Коврова, что А. А. Зайцев к тому времени уже второе десятилетие руководил Специальным конструкторским бюро Ковровского механического завода.

Прошло еще почти десятилетие (а после работы над автоматом – без малого полвека), и сам М. Т. Калашников в своей первой книге воспоминаний «Записки конструктора-­оружейника» рассказал о работе в Коврове и назвал главным своим помощником в тот период конструктора Сашу Зайцева. Он пояснил, что в книге называет его без отчества – они оба тогда, в молодости, привыкли к такому дружескому обращению.

Михаил Тимофеевич Калашников в августе 1997‑го последний раз приехал в Ковров на юбилей завода имени В. А. Дегтярёва и со сцены заводского Дома культуры обратился к участникам торжественного собрания: «Мне посчастливилось здесь жить и работать почти два года. Ведь это вы дали мне путевку в жизнь. Жаль, что нет уже многих из тех, кто помогал мне здесь изготовить по моим несовершенным чертежам первые образцы будущего автомата АК‑47. Я хотел бы пожать руку и обнять тех людей, которые выводили меня на этот нелёгкий конструкторский путь».

Подробнее в газете «Дегтяревец» №2.