Новости

Мотобольному «Ковровцу» - 50 лет

04.10.2023

Пулемет Дегтярёва пехотный, противотанковое ружье Дегтярёва, пистолет-­пулемет Шпагина, мотоцикл «Восход». Это легенды, созданные заводом им. Дегтярёва за его вековую историю. Но перечень далеко не полный. Есть в нем и сравнительно молодая легенда, которой в этом году исполняется 50 лет. Чествуем пятикратного чемпиона СССР и восьмикратного обладателя Кубка СССР, трехкратного чемпиона России и дважды обладателя Кубка России мотобольную команду «Ковровец». В программе празднования 4 октября в 17.30 запланирован товарищеский матч по мотоболу между «Ковровцем» и сборной России 90‑х годов, а также торжественное собрание 5 октября в 14.00 в ДКиО им. Дегтярёва.


Сегодня мы предлагаем читателям интервью с заслуженным мастером спорта СССР, заслуженным тренером России, десятикратным чемпионом Европы, капитаном сборной СССР и России с 1986 по 2006 год, старшим тренером команды «Ковровец», почетным гражданином Коврова Александром Ивановичем Царевым.

– Александр Иванович, как вы пришли в мотобол?

– Спортсменом я был практически с детства. В 1972 году поступил на завод им. Дегтярёва. В то время серьезно увлекался футболом и хоккеем, тренировался на стадионе «Металлист». Как-то зимой ехал на мотоцикле на тренировку и случился занос, из которого я удачно вышел. На эту ситуацию обратил внимание Виктор Иванович Толоконников. Он предложил мне попробовать себя в мотоболе. Я согласился – интересно же: новый вид спорта, в котором и футбол, и мотокросс, а мне нравилось и то, и другое. С этого все и началось. Но хоккей я на тот момент не оставил. Мой день был очень насыщенным: нередко бывало, утром – зарядка, тренировка с мотокроссменами на Шириной горе, затем – мотобольная тренировка на запасном поле «Металлиста», а вечером – хоккей. Домой я возвращался уже без сил.

– Виктор Иванович Толоконников и Виктор Иванович Кондратенко. Два тренера, которые создали «звездную» команду. Расскажите, как они работали с «Ковровцем»?

– У каждого из них были свои сильные стороны. Виктор Иванович Толоконников – основатель мотобола в Коврове. Добрейший человек, стоял за нас, как за своих детей. Он был футболистом, а в мотоболе есть частичка футбола. Виктор Иванович Кондратенко до приезда в Ковров тренировал в Элисте команду «Автомобилист». Он прекрасно знал, насколько морально тяжелым бывает наш спорт, ведь в нем спортсмен наполовину зависит от своей техники. Поэтому вместе с заводскими конструкторами создавал наши мотобольные мотоциклы, делал их удобными и надежными. Учил нас техническим и тактическим хитростям, оставался наставником и за пределами стадиона – многие его советы нам пригодились в жизни. В 1976 году с Виктором Кондратенко «Ковровец» выиграл чемпионат СССР в классе «Б» и вышел в высшую лигу, а трех наших игроков, и меня в том числе, включили в состав сборной страны. «Ты станешь капитаном сборной СССР», – сказал мне Кондратенко. Тогда я ему не поверил, а через 10 лет его пророчество сбылось. К сожалению, обстоятельства сложились так, что с нами он поработал совсем недолго, меньше двух сезонов. Он вывел «Ковровец» на новый уровень. Его эстафету принял Виктор Иванович Толоконников, который вновь был назначен старшим тренером команды. Да и мы уже подросли, кое-чему научились.

– Какой матч из сыгранных «Ковровцем» вы считаете наиболее важным?

– Думаю, таким можно назвать финал Кубка СССР в 1980 году. В групповом турнире «Ковровец» занял первое место. Мы обыграли трех соперников, в том числе и «Металлурга» (Видное), который годом раньше стал чемпионом страны. В финал мы вышли с элистинским «Автомобилистом», командой, тренером которой раньше был Кондратенко. Первый матч проходил в Усть-­Лабинске. «Ковровец» сначала вел в счете, но затем «Автомобилист» перехватил инициативу. В итоге мы проиграли со счетом 3:4. Ответный матч играли в Тихорецке. И вновь мы вели с хорошим отрывом 4:1. Но элистинцы вывели у нас из строя Ивана Чудикова и постепенно свели наше преимущество к минимуму. На воротах «Ковровца» впервые стоял Валерий Ионов, и его дебют был удачным. Мы смогли удержать счет 4:3 и выиграли. По сумме результатов двух матчей получалась ничья, победитель определялся в дополнительное время. Мне тогда удалось забить решающий гол: отвлек защитников обманным замахом и ударил в образовавшийся просвет. С этой победы началось кубковое «господство» «Ковровца». За десятилетие из девяти розыгрышей мы восемь раз завоевали трофей.

– Какие еще матчи вам запомнились?

– Запомнился мой самый первый мотобольный матч в 1974 году. Это была товарищеская встреча с «Альбатросом» в Ленинграде на стадионе «Динамо». Запомнился финал 1982 года, когда «Ковровец» впервые завоевал титул чемпиона Советского Союза в высшей лиге, выиграв у «Металлурга».

Запомнился Кубок Европы 1983 года. В составе сборной СССР я впервые одержал победу на соревнованиях такого уровня – с 16‑метрового забил решающий гол. А на предыдущем Кубке Европы мы проиграли французам – сказалась самоуверенность. По ходу матча мы были интереснее, но уступили в серии пенальти.

Запомнился финал чемпионата Европы 1988 года, в котором мы играли с командой ФРГ. Встреча проходила драматично. Соперники играли очень жестко. У меня была травма, они об этом знали и старались бить в это место. Бюхлер переехал Ионова. У Валеры кость сломана, нога держалась на коже. Он успел нам сказать: «Мужики, только выиграйте». После этого мы перестали церемониться с немцами и отсыпали им той же монетой. В итоге выиграли тот скандальный матч. Меня потом пытались обвинить в недостойном поведении, но в итоге справедливость восторжествовала.

– Вас признавали лучшим бомбардиром, лучшим мотоболистом Советского Союза, лучшим мотоболистом Европы. Как отмечались ваши товарищи по команде?

- Валерий Ионов – лучший вратарь. Николай Погодин – лучший защитник. Их признавали и в стране, и в Европе.

– В начале 90‑х вы принимали участие в чемпионате Франции. Чему вы научились у французов?

– Скорее, не мы у них, а они у нас учились. Мы с Сергеем Часовских играли за «Витри ле Франсуа». Команда была на последнем месте. В том же сезоне мы ее вывели на второе место. Первый год привыкали к травяному полю, судейству и манере игры, а через год сделали их чемпионами Франции.

– Чем, на ваш взгляд, отличается мотобол 80‑х от современного мотобола?

– И в том, и в другом случае есть свои плюсы и свои минусы. По-моему, тогда игра была более красочной. Сейчас она стала проще, ленивее что ли. Раньше на резинобитумном поле в вираже идешь ровно, а сейчас на асфальте без песка играть невозможно, но песок рассыпан неравномерно, и мотоциклы постоянно заносит. Мячи стали легче, и они не намокают. Каково было вратарю парировать мяч старого образца, знаю не понаслышке – в первый год я стоял на воротах. Но есть один момент, общий для прошлого и настоящего. С 80‑х годов «Ковровец» не привлекал легионеров, а старался выращивать своих игроков.

– Какое участие в жизни «Ковровца» принимал завод имени Дегтярёва?

– С первых дней создания команды завод нас обеспечивал всем: техникой, горючим, формой, зарплатой. Всегда играли на мотоциклах, изготовленных на ЗиДе, на импортные пересели лишь в конце 90‑х. Мы не знали проблем с транспортными расходами. Нас обеспечивали жильем. Помогало и руководство города. На нашем пути встречались хорошие люди, которые болели за общее дело. Директора заводов, секретари горкома партии приходили на наши игры, поддерживали команду.

Теперь другая жизнь, но и сегодня мы во многом зависим от завода. Понимаем, что для предприятия сейчас трудные времена, обращаемся лишь при острой необходимости, но отказа не видим ни в чем.

– В 1996 году после смерти Виктора Ивановича Толоконникова вы взяли на себя тренерскую работу. Насколько было трудно совмещать роль игрока и тренера?

– Проще отыграть половину чемпионата, чем заниматься поисками средств на выездные игры для своей команды. А именно этим тогда и приходилось заниматься. Мы еще оставались при заводе, но в трудные девяностые годы финансирование было уже другим. На содержание одного мотокроссмена можно найти деньги, а для мотобольной команды? Для десяти игроков, двух механиков и тренера? Приходилось сложно. Помогали друзья. Бесценна помощь губернатора Светланы Юрьевны Орловой. Благодаря ее участию мы сохранили команду, организовали мотобольный клуб, реконструировали мотодром и провели в Коврове чемпионат Европы. Сейчас мотобольный клуб «Ковровец» находится на балансе региона. Хотелось бы, чтобы и город не отказывал нам в помощи. Нам ее обещали, но обещания пока что остаются обещаниями.

– Что вы можете сказать о сегодняшней команде «Ковровец»?

– Хорошего мотоболиста сложно найти, слишком специфичный у нас вид спорта. Нельзя мотокроссмена пересадить на наш мотоцикл. Мотоболист примет участие в мотокроссе, мотокроссмен же не сможет играть с нами. Уже пробовали – не получилось. При всем при этом нужно признать, что в команде текучка. Для молодых ребят материальный вопрос очень важен, а финансирования, которое мы получаем из областного бюджета, хватает лишь на проведение тренировок и на выездные матчи. Мы мотоциклы уже 20 лет не меняли, а с запчастями сложно. Ребятам на зарплату практически ничего не остается. В этом сезоне два ведущих игрока ушли, не доиграв сезон, подвели команду. В прежнем «Ковровце» такого не было. Да, на тренировках дело доходило до драки, но выходили на поле – стояли стеной друг за друга.

– Как вы оцениваете дальнейшие перспективы мотобола в Коврове?

– Будем нужны городу – будет и перспектива. Я на это надеюсь. Знаю, что болельщикам мы по-прежнему интересны. Но команде нужны лидеры, нужны бойцы, которые вернут на поле дух соперничества, сделают игру ярче, динамичнее. Тогда и трибуны на мотодроме вновь заполнятся.